Полюбите двоечника

Знакомая картина…

Широкий школьный коридор.  Психолог и учительница дружно и упорно наседают на маму мальчика, ученика 2 класса, обвиняя во всевозможных грехах.

Он стоит рядом. Сгорбленный, унылый, выражая полноценную покорность судьбе.
«Считать он у вас не умеет,  постоянно ошибается. У него абсолютно не развита как мотивация к обучению так и познавательные процессы. А что в тетрадях? В руки взять страшно! Что за почерк? Хорошо, что ещё отметки не ставим, был бы круглым двоечником! Срочно  примите меры!».

— Ну что ж. — отвечает любящая мама. — Принимаем меры. Станем любить двоечника!

У всех слышащих эту реплику была разная реакция : возмущение и недоумение у учителя и психолога «Ну, знаете ли…», и радость у мальчика. Он выпрямился, глазки у него загорелись, и он прошептал: «Моя мамочка всегда за меня!».

История эта подлинная. Но произошла она много лет назад, и сейчас мы уже видим плоды маминого странного и «неправильного» подхода. Парень успешно, если не блестяще, закончил университет по достаточно сложной специальности и успешно продвигается по карьерной лестнице!

Дети отдельно, школа отдельно.

Неуспеваемость ребенка в школе. Что же это такое, и что вообще должны делать родители, чтобы помочь ему?

Современная психология придает серьёзное и существенное значение тому, как ребёнок решает возрастные задачи своего развития, какие у него в появляются достижения, и личностное развитие на разных этапах жизни.

Для ребёнка младшего школьного возраста  этим достижением является сформированное чувства личной компетентности: «Я это знаю! Я это умею! Я это могу!». В этот период жизни у детей формируется уверенность в своих силах, и если он не может, и не знает чего-то, то обязательно сможет этому научиться. И именно в это же время у детей формируется  — «социальное Я» это собственное представление о  себе как о члене общества. А значение этого, для человека, трудно переоценить.

Конечно, это качество можно приобрести и в другие периоды личностного развития, но именно в младшем школьном возрасте, когда ребенок начинает впервые включатся в систему социальных требований, формирование чувства личной компетентности намного эффективней. В этот период идеальным будет посетить развивающий центр для всей семьи, где профессиональные психологи смогут наставить на правильный путь как ребенка, так и его родителей.

Что же нужно сделать родителям для развития чувства собственной компетенции у школьников?

Сначала — разделить свое отношение к ребёнку и к его успеваемости. Любовь к вашему ребенку, уважение — это то, что называется «безусловной любовью», — никогда не должны зависеть от его успешности в школе. И здесь подход «Будем любить двоечника!» очень и очень важен! Это значит любить ребёнка, только за то, что он есть, а не за что-то, за какие-то определённые успехи (условная любовь),

Но, это конечно не значит, что не нужно полностью не обращать внимание на учёбу. Обучение — очень важное для ребёнка дело, и наше внимание как родителей к этому процессу для детей очень важно.

Теперь, что делать, если ребенок учится плохо.

Прежде всего нужно четко себе уяснить, что традиционная школьная успешность не находится в прямой связи с тем, кем подросток становится в дальнейшем. Нам известны множество уже приевшихся примеров из жизни великих людей, бывшими в детстве  двоечниками.

«Да, но ведь это же великие люди, — подумаете вы, — это конечно понятно, что никакая традиционная школа не приспособлена для таких гениев. К самым обычным детям это совсем не относится». И это действительно так и есть.
Но а если просто проанализировать и вспомнить своих одноклассников, сравнить их нынешнюю жизнь — обычные люди, не гении. Сравнивая их успех в школе, и в жизни, вы обнаружите, что никакой связи нет! О чём и говорят, многие исследования в разных странах.

Для нашего жизненного успеха —  школьная успешность совсем не плохо. Но она важна и очень важна совсем для другого — для формирования у ребёнка чувства компетентности, уверенности в себе и в своих силах. Поэтому родителям, для полноценного развития ребёнка просто необходимо помогать совместно преодолевать возникающие трудности в обучении.

Некоторые проблемы в обучении коренятся в дошкольном развитии.

Например, дети, нетвердо знающие счет назад, испытывают дополнительные трудности в вычитании и в делении. Поэтому :

  • Повторяйте с ними даже то, что, вы думаете, они давно обязаны знать.
  • Не ругайте, ребёнка если он чего-то недопонимает, а поддержите.
  • Покажите, как много навыков он уже имеет. К примеру, раньше не знал букв совсем, а теперь даже читает, ничего не мог складывать, а теперь удачно складывает даже очень большие числа.
  • Предложите ребёнку отмечать все свои действия знаком «+» и » — «. Напишите  дела на листке бумаги, которые ему нужно сделать, готовя уроки. Ставим плюсик (если выполнил) и минус (если не выполнил его).

Например:

  • Подготовить рабочее место для домашних заданий. (Достать учебники и тетради),
  • Посмотреть, что задано в дневнике,
  • Прочесть условия задачи и решить ее.

Даже если он не справляется сам с каким — то из заданий,  проследите, чтобы плюсов было достаточно много, чтобы убедить ребёнка, что он многое умеет! Таким образом, вы заметите у вашего ребёнка прилив сил, приподнятое настроение, и уроки он будет делать с заметным энтузиазмом, а самооценка его приподнимется!

Удачного вам решения проблем и благодарных детей!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *